09.06.2013 Развитие фортепианной техники |
Основная задача педагога - это воспитание музыканта. В это же время педагог должен дать будущему пианисту то, что музыканты называют школой - то есть, открыть и привить ему технически необходимые принципы использования своего тела, добиваясь того, что является целью всякой техники. То есть, максимальной экономии времени, силы и движений. Воспитывать у студента умение работать над техническими приемами в сочетании с интонационными, и главное, наиболее важное - помочь естественному развитию его индивидуальности. «Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооруженным на любой случай, тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на ее духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат ». - Ф. Бузони. Эти слова выдающегося пианиста содержат ряд сложных и разносторонних задач, связанных с процессом формирования исполнительского мастерства студента. Существенным в развитии двигательных навыков пианиста является роль гам. Игра гамм готовит студента в плане приобретения и закрепления им определенных приемов игры, технических формул. Кроме того, гаммы и арпеджио чрезвычайно важны для воспитания навыки чтения с листа, что является залогом быстрого разбора художественного произведения студентом. При изучении гамм и аккордов на инструменте необходимо связывать практические навыки с теоретическими знаниями: знакомиться с понятием тональности, порядком , планом строения тональностей, принципу родства тональностей. Начинать изучение гамм рекомендуется из формулы построения гаммы: 1. Изучить строение мажорного (минорного) звукоряда, пройдя на практике построение гаммы от разных звуков. 2. Достичь осмысленности аппликатуры. 3. Игра в медленном темпе, слуховой контроль, штрихи. Для достижения ритмического равенства необходимо осознать одну из главных свойств музыкальной выразительности: любые два звука в мелодичной последовательности находятся между собой в определенных временных и динамических соотношениях, один подчиняет себе другой. Это проявляется в незначительных колебаниях протяженности звучания формально одинаковых длительностей, например, произнося слово «мама», мы продлеваем и несколько усиливаем ударный состав. Работая над гаммами (начальный этап обучения) нужно чувствовать следующее соотношение: сначала выполнение - по-два, потом, при достижении более быстрого темпа по-четыре звука. Впоследствии, следует стремиться к выполнению гаммы «на одном дыхании», сохраняя при этом ощущение мелких группировок. В работе полезное использование определенных приемов выполнения гамм: игра с попеременным акцентированием, в пунктирных ритмах, триолями, Квинтоль. Задача преподавателя направить работу студента в работе над звуковым равенством при выполнении гамм и арпеджио, что достигается координацией действий всех частей пианистического аппарата. Пять пальцев руки пианиста неодинаковы по анатомическому строению и используются при игре на инструменте согласно собственной природы по-разному: с помощью кисти, предплечья, плеча и т.д.. Выдающийся болгарский педагог А.Стоянов писал: «Необходимая предпосылка надежной фортепианной техники - синтез движений пальцев, кисти и всей руки». Развивая технику игры арпеджио и добиваясь звукового равенства в коротких арпеджио нужно обращать внимание на тот факт, что пальцы рук устроены так, что три средние работают самостоятельно лучше, чем 1-й и 5-й, которые нуждаются во вспомогательных движениях запястья, предплечья, и тому подобное. Поэтому, при выполнении коротких арпеджио правой рукой вверх - два крайних звуки позиции добываются с одновременным наклоном кисти от пятого до первого пальца (ротационное движение), а вниз - от первого до пятого, а также с некоторой опорой руки на клавиатуру. Движения левой руки должны быть симметричными по отношению к правой. Очень важна координация работы пальцев с ротационным движением предплечья. Развитие этого навыка необходимо в использовании в различных видах техники. С этим навыком связано выполнения ломаных арпеджио, трелей, тремоло, ломаных октав. Cледует отметить еще одно условие равного выполнения всех видов технических пассажей - естественное расположение руки на клавиатуре во время игры как на белых, так и на черных клавишах. Природное расположение пальцев на клавиатуре позволяет избежать лишних движений (к себе и от себя) в процессе выполнения одноголосных пассажей, а также двойных нот и октав. Рука должна располагаться на клавиатуре так, чтобы длинные пальцы попадали на конце черных клавиш, а белые - рядом с черными, тогда первый и пятый пальцы находят свое место на белых клавишах согласно своей длины, без излишнего напряжения, сгибания и разгибания. Отклонение случаются в тех случаях, когда первый палец должен играть на черной клавише. В таких условиях, опасаясь "не попасть» между черными клавишами, студент зачастую стремится играть длинными пальцами за пределами черных клавиш, белых, что приводит к нарушению пластичности кисти и к появлению лишних движений (к себе и от себя). На заметку: Если вы хотите купить кондиционеры Дайкин с доставкой и установкой, то обращайтесь в компанию Биокомфорт. Более подробную информацию читайте на сайте biocomfort.ru Комментарии (0)
Написать комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Copyright 2007. All Rights Reserved. |
< Пред. | След. > |
---|