25.03.2015 История возникновения симфонического оркестра |
Симфонический оркестр стал результатом эволюции, начавшейся в конце эпохи Возрождения, пережил расцвет в эпоху барокко и принял окончательную форму при классицизме. Первоначально оркестр состоял из двадцати или тридцати музыкантов, к началу XX в. уже включал огромное количество инструментов, доходящее до сотни. Обычно немногочисленные инструментальные составы, объединявшиеся до XVI в., скорее зависели от возможностей, чем от желания придумать ту или иную комбинацию слаженно играющих инструментов. Первые настоящие оркестровые выступления появились в конце XVI в., а именно в Венеции, при Джованни Габриели (ок. 1557-1612), руководителе капеллы Сан-Марко, инструментальная манера которого стремилась к освобождению от вокального влияния и свидетельствует об отчетливом поиске инструментальной манеры письма. Оркестр по-настоящему родился в эпоху барокко, когда стал исполнять не только инструментальную музыку, но и оперу. Естественная поддержка голосов – инструментальный ансамбль, собранный в театре, – должен одинаково отражать общий характер каждой сцены и создавать музыкальное отображение драматического действия. Такие поиски начинают ощущаться уже у Монтеверди, но в его произведениях еще присутствуют довольно неслаженные ансамбли. В наши дни оркестровая музыка целого оркестра запросто поместится на одну флешку! Даже usb флешка 32 гб< способна вместить в себя десятки, часов музыки в высоком качестве. Это изобретение координальным образом изменило представление людей о хранении и передачи музыки. Жан Батист Люлли преодолевает важный этап в формировании оркестра, отдавая предпочтение струнным смычковым инструментам, достигает слаженности, дополнительно окрашенной добавлением нескольких деревянных духовых. Кроме того, Люлли был одним из первых руководителей, который ввел у музыкантов оркестра железную дисциплину и общие правила игры. Подхваченный и немного развитый Рамо (введением нескольких новых инструментов среди них – кларнет, которому, впрочем, было трудно пробить себе дорогу до произведений Моцарта), оркестр использовался всеми композиторами первой половины XVIII в. (например, Бахом и Генделем). Он послужил образцом оркестрам, начавшим создаваться в Западной Европе (оркестр Духовных концертов, основанный в 1725 г. в Париже Анной Филидор, или придворный оркестр Мангейма, созданный Яном Стамицем в 1740-х гг.). На базе этих ансамблей Гайдн и Моцарт создали классический симфонический оркестр, основанный на взаимодополняемости двух больших групп инструментов: квинтета струнных, который является ядром, и группой духовых (которая, в свою очередь, делится на две подгруппы: деревянные (две флейты, два гобоя, два фагота и два кларнета) и медные духовые (два рожка, две трубы, к которым добавлялась пара литавр). Комментарии (0)
Написать комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Copyright 2007. All Rights Reserved. |
< Пред. | След. > |
---|